Главная » 2017 » Июль » 17 » Питрау-2017: общение с духами, вице-премьер в «шалаше любви» и Элвин Грей
00:30
Питрау-2017: общение с духами, вице-премьер в «шалаше любви» и Элвин Грей

Кряшенский национальный праздник отгремел на границе Татарстана и Удмуртии, в поселке Зюри Мамадышского района. На поляне Тырлау у подножия горы, окруженной с одной стороны стеной красивого, практически реликтового леса, собрались жители Закамья и соседних российских регионов. Среди них были не только кряшены, но и татары, русские, удмурты и другие народы. Вместе они поминали первых христианских апостолов Петра и Павла.

«Ночной сабантуй», «Праздник любви» — как только не называют национальный праздник кряшен, который проводится в Мамадышском районе. Праздник Питрау завершает череду торжеств народов, проживающих в Татарстане, которые испокон веков проходят ежегодно в конце весны — начале лета. Это время было выбрано не случайно — посевная уже закончена, а уборочная еще не началась, значит, можно пока отдохнуть и повеселиться. Начинают в мае с русского Каравона, потом отмечают татарский Сабантуй, мордовские Балтай и «Валда шинясь», марийский Семык, удмуртский «Гырон быдтон», чувашские Учук и Уяв, славянский Иван Купала. Несмотря на то что суть праздников едина, у каждого есть свои особенности.

— В день Питрау в деревнях народ просыпается и идет собирать душистые и лечебные травы. Также отправляются в леса, чтобы собирать ягоды. У нас говорят, что до дня Питрау надо обязательно собрать веники для бани. Если не успеешь это сделать, то листья в вениках будут непрочными, опадут, — рассказывает участница фольклорного кряшенского ансамбля «Айбагыр» Вера Семёнова об одной из традиций Питрау.


Собеседница говорит, что Питрау принято считать началом ухода лет. Молодые ребята в этот день водят хороводы. После это делать уже не принято. По словам Веры Семёновой, дата дня Питрау — 12 июля. До него православные кряшены держат пост.

— От Пасхи до Троицы — 50 дней. А от Троицы через неделю начинается Петровский пост, который и венчается гуляниями в Питрау, — рассказывает она.

Родом наша героиня из Тюлячинского района. Там в деревне Суваш сохранился старинный обычай — собирать на Питрау букет из лечебных полевых и лесных цветов. Хранят его потом дома, а зимой листья и цветы используют в качестве лекарства.

Собеседница отмечает, что праздник Питрау больше всего ориентирован на молодежь. Например, девушки-кряшенки должны целый день носить на голове венки. К вечеру их снимают и кидают в речку с пожеланиями найти себе жениха.

Питрау похож на татарский Сабантуй. Здесь есть и борьба кореш, состязания на ловкость и силу. Но существует у него и исключительная особенность. Питрау называют еще и «Праздником любви». Например, девушки-кряшенки должны целый день носить на голове венки. К вечеру их снимают и кидают в речку с пожеланиями найти себе жениха. Кроме того, уже много лет подряд помогает одиноким сердцам опытная сваха Аграфена. Потенциальные женихи и невесты оставляют ей записки с пожеланиями к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха озвучивает имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получает подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. За многолетнюю историю праздника соединились немало сердец, у кряшен даже есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют».

Впервые в этом году на Питрау был сделан «шалаш любви». Когда на праздник съехались высокие гости — министры, чиновники и депутаты Госсовета, им показали импровизированную свадьбу. А первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин даже зашел в шалаш. Кряшены говорят, что если там побывать, то исполнятся все мечты.


— «Шалаш любви» — это очень древний обряд кряшен, который восходит к временам, когда мы были в язычестве, — рассказывает сваха Аграфена Васильева. — Наши предки зазывали духов земли, цветов, полей и огня. У нас есть заклинания, чтобы они пришли в этот шалаш. Обычно люди молились, чтобы парень или девушка нашли свою вторую половину.

Также кряшены могут попросить благополучия семье, рождения детей или продолжения рода. В шалаше обязательно нужно полежать — так принято общаться с духом земли. Туда же ставятся свечи и воду для общения с соответствующими силами. Сам шалаш сооружается из веток и полевых цветов и трав.

— Это давно забытый обряд. Я решила всё восстановить. Сама я из нижнекамской кряшенской деревни Клятле. Там у нас больше всех сохранилось ранних древних обычаев, чем у других кряшен, — говорит Аграфена Васильева.


Соблюдение обрядов — это только часть национальных праздников. Каждое гулянье сопровождается концертами популярных артистов, дискотекой для молодежи, фейерверками. Поэтому Питрау называют еще и «Ночным сабантуем». Гулять начинают под вечер, а заканчивают с рассветом.

В этом году было три концертных площадки. Люди среднего возраста собирались вокруг большой и основной, куда приехала популярная с советских времен группа «Синяя птица».

На площадке под условным названием «Кряшен Чибяре» выступали фольклорные ансамбли. Там же проходил и конкурс красоты. «Юные хранительницы кряшенской культуры блещут своими талантами в исполнении народных песен, танцев и приготовлении народных блюд», — доносятся со сцены слова ведущих. Победительницу конкурса ждет приз в 50 000 рублей и серебряная корона.


Наиболее многочисленной оказалась музыкальная площадка с любопытным названием «Питрау-Party». Молодые люди до 30 лет двигались под такты и ритмы современной клубной музыки и ждали звезду программы — татаро-башкирского певца Элвина Грея. Своё выступление он должен был начать в 21.30. Ждали исполнителя до 23.30, а певца всё не было. Организаторы толком не могли объяснить причину, почему до сих пор не началось выступление. На сцену он вышел почти за полночь. Завершились гуляния уже под утро.

https://kazanfirst.ru/article/416431
Просмотров: 1140 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Код *: